Блокчейн может повысить доверие к IT-технологиям и государственным сервисам

Сенатор, член КЭС ФПА РФ Ирина Рукавишникова и вице-президент ФПА РФ Елена Авакян приняли участие в круглом столе «Правовое обеспечение использования блокчейн-технологий в Российской Федерации»

17 октября в Совете Федерации в смешанном формате состоялся круглый стол на тему «Правовое обеспечение использования блокчейн-технологий в Российской Федерации». Модератором выступила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, член Комиссии по этике и стандартам ФПА РФ Ирина Рукавишникова. Участвовавшая в дискуссии вице-президент ФПА РФ Елена Авакян выразила мнение, что на сегодняшний день блокчейн-технология может заменить огромное количество тех операций, которые до настоящего времени осуществляются вручную, при этом повысить доверие к государственным сервисам, существенно снизив государственные транзакционные издержки.

В круглом столе в очном формате и по видео-конференц-связи (ВКС) приняли участие сенаторы Совета Федерации, представители федеральных органов государственной власти, Администрации Президента РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства финансов РФ, Росфинмониторинга, Роскомнадзора, Федеральной налоговой службы России, Федеральной таможенной службы России, Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, органов государственной власти субъектов РФ, научного сообщества, экспертно-консультативного совета и СМИ.

Открыла круглый стол первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, член Комиссии по этике и стандартам ФПА РФ Ирина Рукавишникова. Она отметила, что в настоящее время понятие «блокчейн» не закреплено в действующем законодательстве, но на практике под ним понимается информационная система, алгоритмы которой обеспечивают достоверность, неизменность и общедоступность содержащейся в ней цифровой информации. Ирина Рукавишникова кратко охарактеризовала федеральные законы, содержащие отдельные элементы правового регулирования блокчейн. В частности, это Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который в целом регулирует информационную сферу, в том числе вопросы, связанные с функционированием информационных систем; Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации», который дополнил Гражданский кодекс РФ новыми статьями, посвященными цифровым правам и смартконтрактам; Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который урегулировал отношения, возникающие при использовании инвестиционных платформ. Одним из главных законов в этой сфере является Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым урегулированы отношения, возникающие при выпуске, учете обращений цифровых финансовых активов, установлены особенности деятельности оператора информационной системы, где осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена, цифровых финансовых активов, а также закреплено понятие распределенного реестра.

Одним из ключевых правовых инструментов, направленных на развитие технологии блокчейна, стал Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Закон позволяет вводить точечное регулирование в отдельных сферах, например, в медицине, транспорте, государственном, муниципальном управлении, финансовых отношениях. Это точечное регулирование может быть направлено на апробацию перспективных инноваций и их последующее внедрение в более широкое использование. Как отметила Ирина Рукавишникова, в июле 2024 г. данный Федеральный закон был дополнен новыми положениями, расширяющими полномочия Центрального банка РФ в сфере блокчейн-технологий. Ирина Рукавишникова подчеркнула, что блокчейн-технология, в первую очередь, рассматривается как основа для функционирования рынка финансовых инструментов.

Как отметила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, основная тема обсуждения на круглом столе – возможности использования блокчейн-технологий в разных отраслях. Также обсуждался вопрос, требуется ли законодательная донастройка существующей правовой системы для того, чтобы данные технологии внедрялись более активно.

Выступление вице-президента ФПА РФ Елены Авакян было посвящено использованию блокчейн-технологии при ведении гражданско-правовых реестров. Вначале она отметила, что в настоящее время, к сожалению, отсутствует единое понимание того, что такое блокчейн-технология, и одна из первых задач, которая должна быть решена при подготовке Информационного (цифрового) кодекса, – создать терминологическое равенство и единство понимания. Еще один важный аспект, на который обратила внимание Елена Авакян, – не все понимают, что блокчейн-технологии – это не большие массивы данных, а учет конкретных многочисленных операций, взаимодействие точек, создание надежности в учете определенных операций.

Вице-президент ФПА РФ также обратила внимание, что на сегодняшний день имеет место кризис доверия населения к электронным источникам, информационным технологиям. Это связано с огромным количеством случаев кибермошенничества. Она подчеркнула, что блокчейн-технология – одна из самых надежных технологий, которая может вернуть утраченное доверие.

Елена Авакян назвала одной из основных проблем практически полное отсутствие в Российской Федерации подлинно распределенных блокчейн-реестров. Поэтому создание подлинно распределенных реестров, где организованы условия для совместного контроля друг за другом, – очень актуальная тема. Она отметила, что в настоящее время единственным активно действующим является блокчейн Российского центра интеллектуальной собственности (РЦИС), который был создан на базе IP Chain. Он является критической инфраструктурой рынка IP и занимается учетом объектов права интеллектуальной собственности. Однако, напомнила вице-президент ФПА РФ, это общественный сервис, который не находится в непосредственной юридической взаимосвязи с государством, при этом находится в технологической, поскольку доверенным узлом этого блокчейна являются, в том числе, Роспатент, Суд по интеллектуальным правам и некоторые другие государственные и окологосударственные структуры.

Таким образом, отметила Елена Авакян, есть примеры того, как можно вести учет гражданско-правовых сделок, гражданско-правовых объектов в блокчейн-реестрах. Практика использования технологии блокчейн, в том числе биткоина, показывает, что миллиарды транзакций могут быть обработаны системой без существенной глобальной нагрузки на глобальную инфраструктуру.

По ее словам, подлинно распределенный блокчейн обеспечит устойчивость и надежность, вернет доверие населения к IT-технологиям. «Для меня как для адвоката это тоже очень важно, потому что блокчейн обеспечивает самое важное, что есть в праве – доказательственность. Блокчейн обеспечивает возможность в любой момент вернуться и убедиться в подлинности транзакции, вернуться и просмотреть весь перечень транзакций, увидеть весь путь соответствующего объекта», – пояснила Елена Авакян.

Подводя итог своего выступления, она выразила мнение, что блокчейн-технология может заменить огромное количество тех операций, которые до настоящего времени осуществляются вручную, при этом повысить доверие к государственным сервисам, существенно снизив государственные транзакционные издержки.

В числе других тем, обсуждавшихся в рамках круглом столе, – противодействие незаконному использованию блокчейн, правовые риски блокчейн-технологии, опыт использования блокчейн в работе государственных органов, в частности, ФНС РФ, и др. В ходе дискуссии было внесено предложение создать единый стандарт подключения к блокчейн для всех государственных органов.

Завершая круглый стол, его модератор Ирина Рукавишникова поблагодарила участников и констатировала, что дискуссия получилась интересной, на самые острые вопросы и проблемы получены интересные ответы и мнения, очерчен дальнейший путь. Она сообщила, что все поступившие законодательные предложения будут рассмотрены и отработаны.

Светлана Рогоцкая
Фото: council.gov.ru

IT и адвокатура IT-мероприятия

Источник