Вице-президент ФПА РФ Елена Авакян в рамках ПМЮФ-2024 выступила на сессии «Слово юриста: визуализация права 2.0»
Как сообщалось ранее, сессия «Слово юриста: визуализация права 2.0» проходила 26 июня, в первый день XII Петербургского международного юридического форума (далее – ПМЮФ-2024). Участникам сессии предлагалось обсудить, как выбрать между красивым художественным вымыслом и «правовой правдой»; чем юрист готов поступиться и на что закрыть глаза в произведении искусства, а что неприемлемо; уместно ли участие юриста в создании пьес и сценариев фильмов; можно ли через искусство повысить правовую грамотность общества. Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян объяснила, в каком смысле право можно рассматривать как искусство, и рассказала о своем опыте участия в театрально-социальном проекте в роли судьи.
Модератором сессии выступил декан факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Вадим Виноградов. Представив спикеров, среди которых были как юристы, так и представители культуры, он поднял тему соединения права и искусства. Вадим Виноградов нашел общее в праве и искусстве: и то и другое отражают почти все стороны жизни. «И в этом смысле их соединение – это соединение двух зеркал, которые смотрят друг на друга», – сказал модератор сессии. Право регулирует и искусство, потому что объекты искусства – это объекты правового регулирования. А культура и искусство в той или иной степени отражают право. В то же время право можно назвать искусством достижения добра и справедливости.
По мнению Вадима Виноградова, деятели искусства ответственны за то, каким предстает право и его служители в художественных произведениях. Он напомнил о принятом представителями киноиндустрии в США Кодексе Хейса, который среди прочего запрещает в фильмах «издеваться над законом», а также создавать образы героев, пропагандирующие пороки.
Модератор предложил спикерам обсудить взаимовлияние права и искусства.
Руководитель проектного офиса «Образование в киноиндустрии» Департамента культуры города Москвы Эдита Тибилова, обратившись к ответственности кинопроизводителей за образы героев, отметила, что если в кино выводить исключительно положительных персонажей, например, во власти, то зритель почувствует недостоверность изображаемого. В то же время, если фильм романтизирует образ преступника, для некоторых зрителей этот образ может стать примером для подражания. Кино – инструмент глобализации, а сейчас происходит деглобализация, отметила спикер. «Значит, пришло время нам и нашему киноискусству обрести, понять те образы, те смыслы, которые необходимы нам», – сделала вывод Эдита Тибилова. Она также подчеркнула пользу фильмов и сериалов, которые повышают правовую грамотность зрителей.
Предваряя выступление следующего спикера, модератор сессии рассказал, что в прошлом году в Гонконге был снят резонансный фильм, сюжет которого разворачивается вокруг адвоката, защищающего в суде мать-одиночку, обвиняемую в убийстве дочери. Изображение адвоката, судебного процесса с погружением в юридические подробности было очень важным элементом сюжета картины, получившей много номинаций.
Подробности ленты поведал директор программ колледжа гуманитарных наук и права школы профессионального и непрерывного образования Университета Гонконга, адвокат Юридической фирмы Guangdong Zxongxi (Zaxus LLP) Дэвин Лин. По его мнению, одна из причин успеха ленты состоит в том, что она показывает хорошего адвоката, который берется бесплатно защищать мать-одиночку, проводит глубокое расследование всех обстоятельств дела и в результате достигает торжества справедливости. В то же время фильм поднимает вопрос – должен ли адвокат, узнавший, что его доверитель действительно виновен, изменить свою позицию.
Главный режиссер Национального драматического театра России (Александринский театр) Никита Кобелев рассказал о работе над постановкой романа Льва Толстого «Воскресенье». В произведении содержится довольно подробное описание современного автору романа судебного процесса, в которое создателям спектакля пришлось погрузиться. Он подчеркнул сложность задачи, когда надо, с одной стороны, кратко, с другой – юридически точно показать на сцене судопроизводство тех лет. Поэтому в таких ситуациях необходимо консультироваться со специалистами, убежден спикер.
Следующий выступавший – писатель и сценарист Александр Цыпкин – порассуждал о том, романтизируется ли криминальное поведение в популярных фильмах и сериалах. Он убежден, что вопреки мнению многих в нашумевшем сериале «Слово пацана» насилие не пропагандируется, поскольку в последних сериях выясняется плохая участь практически всех, кто вступил в дворовую группировку. В то же время в фильме «Брат-2» показано, как Данила Багров убивает не только злодеев, но и случайных людей, однако многие воспринимают его как положительного героя. Также и Глеб Жеглов из картины «Место встречи изменить нельзя» в исполнении Владимира Высоцкого воспринимается зрителем положительно, хотя он нарушал закон в угоду целесообразности (подкинул кошелек). «У нас пока общество закон не уважает. У нас уважают справедливость или силу», – пришел к заключению спикер. В американских фильмах, по его словам, за редким исключением если представитель закона этот закон нарушает, для него это заканчивается плохо, даже если он боролся за справедливость. «Мы не верим в закон, и кино эту ситуацию может изменить», – считает Александр Цыпкин. Он высказался за пропаганду правового сознания в сериалах и фильмах.
Вопрос о том, есть ли какие-то правовые инструменты, чтобы упростить понимание права непрофессионалами, модератор сессии адресовал вице-президенту ФПА РФ Елене Авакян. В своем ответе Елена Авакян заметила, что право можно рассматривать как искусство в смысле умения донести правовую конструкцию до «целевого потребителя».
Она обратила внимание аудитории на возможности, которые предоставляет для понимания правовых конструкций Legal Desing. «Legal Desing – это про систему изложения, доступную тому, для кого ты создаешь правовой документ», – пояснила Елена Авакян. Она подчеркнула, что при использовании Legal Desing важно учитывать, для какой аудитории документ создается: для обычных людей (необходимо сделать максимально понятно) или юристов-профессионалов (излишние объяснения неуместны).
Переходя к теме «слова юриста» в искусстве, Елена Авакян сообщила, что ей довелось выйти на сцену Александринского театра в роли судьи в театрально-социальном проекте «Please continue (Hamlet)». Напомним, что впервые этот международный театрально-социальный проект был реализован в 2019 г. в Санкт-Петербурге на V международном летнем фестивале искусств «Точка доступа». Там разыгрывался судебный процесс по обвинению героя шекспировской трагедии Гамлета в убийстве Полония. Уникальность проекта состояла в том, что в нем могли принять участие не только профессиональные актеры, но и практикующие юристы, а также простые зрители.
«Я впервые встала на другую сторону именно театрального способа выражения, когда нужно за 4 часа уложить процесс, который обычно идет 6 месяцев, когда нужно донести послание», – рассказала Елена Авакян о своем опыте исполнения роли судьи.
Она критически отозвалась о телевизионных судебных шоу, где от участников процесса можно услышать фразу, что в суде все врут. «В суде нельзя врать, тем более нельзя врать адвокату. Можно излагать свою версию истины, но тогда ты должен верить в эту версию истины», – отметила вице-президент ФПА РФ.
По словам Елены Авакян, видевшие ее исполнение роли судьи на проекте «Please continue (Hamlet)» очень удивлялись, узнав, что в реальной жизни она адвокат. Такое умение вжиться в роль спикер объяснила тем, что профессия адвоката очень близка актерской профессии.
Тему связи права и искусства продолжил развивать заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Борис Чернышов. «Самое главное в искусстве – это добиться понимания целей, которые вкладывает тот или иной творец, который создает произведение свое. Так и в праве, и в законотворческой деятельности: самое главное – добиться итоговой цели, достучаться, что называется, до человека, донести главную мысль заложенного в законе», – убежден он.
Право – это большая игра, в которой есть две стороны: с одной стороны – законодатель, а с другой стороны – простой человек, считает Борис Чернышов. Если одна из сторон не соглашается на эту игру, происходят самые серьезные социально-политические последствия, включая революции. Творческая жилка нужна, чтобы убедить людей согласиться с теми или иными правилами, которые принимаются, объяснил он.
Во время выступления генерального директора LegalPics Марии Дорошенко разговор вернулся к поднятому Еленой Авакян вопросу о пользе Legal Desing. Поблагодарив вице-президента ФПА РФ за объяснение смысла Legal Desing, Мария Дорошенко отметила, что тот уже широко представлен в повседневной жизни: и в процессуальных документах, и в пользовательских соглашениях, и в гейминге.
Спикер рассказала о создании комикс-контрактов, которыми занимается возглавляемая ею компания. Эти комикс-контракты не подписывают, они выполняют разъяснительную роль для шаблонов контрактов. Исследование показало, что подписывать контракты, выполненные в виде комиксов, пока рано, так как у разных людей может возникнуть разное понимание изображаемого. Мария Дорошенко поинтересовалась у аудитории, готов ли кто-то из присутствующих использовать комикс-контракт. Откликнулся лишь писатель и сценарист Александр Цыпкин.
В выступлении были проведены различия между Legal Art и Legal Desing. Первое – это произведения искусства, связанные с правом, второе понятие обязательно связано с еще и с функциональностью. «Ключевая функция Legal Desing – сделать понятным, донести, сделать так, чтобы вы понимали не только свои права, но и обязанности», – объяснила Мария Дорошенко.
В дискуссии принял участие генеральный директор АО «Издательский дом „Санкт-Петербургские ведомости“» Борис Грумбков. Он отметил, что издание, которое он представляет, активно использует Legal Desing, но под другим названием – адаптация под массового читателя. «Санкт-Петербургские ведомости» совместно с прокуратурой реализует проект, в рамках которого нормативные акты излагаются простым языком с использованием визуализации (инфографика и проч.). Обращаясь к теме сессии, Борис Грумбков отметил, что слово юристу дают как раз в СМИ, где есть возможность в доступной форме объяснить проблемные юридические вопросы.
Начальник отдела судебной защиты компании «Газпром» Павел Карпенко отметил, что такие понятия, как право, обязанность, ответственность для юристов, – категории абстрактные. Визуализировать их в изображениях невозможно, для коммуникации юристам-профессионалам нужен текст. В то же время в этой коммуникации существуют барьеры, например, между судьями и юристами, подающими иски в суд. Спикер привел зарубежное исследование, результаты которого показывают, что меньше 5% юридических документов, которые подаются в суд, воспринимаются судьями без напряжения. «Представители искусства на сегодняшний день гораздо лучше справляются с задачей объяснения очень сложных юридических категорий с экрана и в театре, и в литературе», –считает Павел Карпенко.
Подводя итог сессии, Вадим Виноградов поделился своими наблюдениями: в ходе обсуждения представители культуры глубоко прониклись правовой тематикой и присутствующие юристы, как выяснилось, погружены в культурную составляющую и хорошо знакомы с большим количеством произведений искусства. «Я надеюсь, мы будем дальше продолжать обогащать взаимно эти две сферы», – резюмировал он.
Сергей Гусев
Сотрудничество Адвокатура на мероприятиях Культура Петербургский международный юридический форум Кино