Приняты комплексные поправки в Закон об адвокатуре

10 апреля Государственная Дума ФС РФ приняла в третьем чтении Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”»

Как сообщалось ранее, в первом чтении поправки в Закон об адвокатуре (законопроект № 301952-8) были приняты 12 апреля 2023 г. После первого чтения в законопроект внесены многочисленные изменения. Первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Михаил Толчеев подчеркнул, что в целом закон имеет существенное значение для развития адвокатуры на современном этапе и в контексте будущих изменений нашего общества. «Следует особенно отметить, что разработчик поправок – Минюст России – услышал все замечания и предложения Совета ФПА. Неприемлемые, по мнению Совета ФПА, поправки были исключены, и нам удалось найти компромиссные решения», – сказал он.

Содержание поправок

Как ранее писала «АГ», масштабные изменения в Закон об адвокатуре, представленные Минюстом России на общественное обсуждение еще 2 декабря 2021 г., были внесены Правительством РФ в Госдуму в феврале 2023 г., а в апреле того же года – приняты в первом чтении. Как отмечал вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Олег Баулин, данный закон согласован с Советом ФПА и является результатом длительной совместной работы Минюста и Федеральной палаты адвокатов.

В октябре 2023 г. Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности подготовила поправки к данному законопроекту. Как указал Минюст, предлагаемые проектом и поправками к нему изменения позволят повысить гарантии реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, а также оптимизируют взаимодействие органов юстиции, ФПА и адвокатских палат субъектов РФ. 22 декабря 2023 г. на заседании Правительства РФ данные поправки были одобрены и внесены в текст законопроекта. 

Принятый закон уточняет порядок оформления полномочий адвокатов на оказание юридической помощи (оформления и изготовления ордеров), основания и порядок приобретения статуса адвоката, а также предусматривает ведение единого государственного реестра адвокатов вместо региональных реестров. Поправками представлен перечень судов и прокуратур, в здания которых адвокаты могут проходить по удостоверению. Подробное регулирование получила процедура внесения органами юстиции представлений о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Обновленная редакция Закона об адвокатуре повышает требования к уровню образования претендентов на получение статуса адвоката. Так, предусмотрено, что претендовать на получение адвокатского статуса смогут лица, имеющие высшее юридическое образование одновременно по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» и диплом бакалавра по направлениям подготовки «Юриспруденция» или «Обеспечение законности и правопорядка». Уточнено, что указанные требования к уровню образования не будут распространяться на лиц, получивших до 1 июля 2024 г. высшее юридическое образование по образовательной программе независимо от квалификации «бакалавр» или «магистр» либо ученую степень по юридической специальности. Нововведения не будут распространяться и на стажеров адвокатов, заключивших до указанной даты срочный трудовой договор с адвокатским образованием либо с адвокатом-«кабинетчиком» или прошедших соответствующую стажировку. Обновленным п. 3 ст. 9 Закона об адвокатуре предусмотрено, что лицо, имеющее ученую степень кандидата или доктора юридических наук и которому присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», освобождается от сдачи квалификационного экзамена.

Согласно поправкам претендент, которому решением квалификационной комиссии присвоен статус адвоката, должен принести присягу в течение трех месяцев со дня сдачи квалификационного экзамена. В случае если претендент этого не сделал в течение указанного срока, решение квалификационной комиссии о присвоении ему статуса адвоката аннулируется. В соответствии с изменениями лицо, статус адвоката которого прекращен, обязано в течение трех рабочих дней сдать удостоверение адвоката в территориальный орган юстиции или в совет адвокатской палаты, членом которой ранее оно являлось. Сделать это необходимо со дня получения уведомления о прекращении статуса адвоката. Данное правило действует и при приостановлении статуса адвоката.

Изначально проект поправок устанавливал, что удостоверение адвоката может содержать электронный носитель информации. Ко второму чтению данное положение исключили из закона, поскольку в настоящее время Законом об адвокатуре предусмотрено, что форма удостоверения адвоката и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом юстиции. Ранее Минюст пояснял, что в случае необходимости положение об электронном носителе информации в удостоверении адвоката может быть включено в соответствующий приказ ведомства.

Пункт 2 ст. 17 Закона об адвокатуре дополнен подп. 6 и 7. Так, согласно подп. 6 статус адвоката может быть прекращен при отсутствии уведомления Минюста со стороны совета адвокатской палаты о приеме адвоката в члены адвокатской палаты (при изменении адвокатом членства в адвокатской палате). Согласно подп. 7 статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты при выезде адвоката на постоянное место жительства либо на срок более одного года за пределы РФ. Исключение будет составлять выезд для лечения или обучения либо сопровождения членов семьи, направленных для исполнения трудовых или иных обязанностей за пределы РФ органами государственной власти или российскими организациями, либо по иным уважительным причинам.

Законом предусмотрено, что Совет ФПА РФ определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими не только в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, но и в качестве защитников или представителей в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве или в иных установленных законом случаях.

В рамках проводимой цифровой трансформации института адвокатуры закрепляется статус Комплексной информационной системы адвокатуры России как автоматизированной информационной системы, предназначенной для комплексной автоматизации деятельности Федеральной палаты адвокатов РФ, региональных адвокатских палат, адвокатских образований и адвокатов. Законом урегулировано, что КИС АР состоит из подсистем, предназначенных, в частности, для обеспечения в предусмотренных законом случаях информационного взаимодействия, в том числе посредством интернета и единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

После первого чтения проект поправок был уточнен в части закрепления положений, касающихся идентификации и аутентификации пользователей – физических и юридических лиц, – в КИС АР. В законе указано, что Совет ФПА вправе утвердить порядок и случаи предоставления доступа к содержащимся в КИС АР сведениям посредством федеральной государственной информационной системы при условии согласования с Минцифры России.

Кроме того, поправками предусмотрен запрет оператору и пользователям КИС АР каким-либо образом изменять сведения, представленные в Систему лично дознавателями или следователями органов ФСБ при направлении уведомления о назначении защитников в уголовном судопроизводстве, а также размещать в КИС АР иные сведения в отношении уголовных дел, производство по которым осуществляется органами ФСБ. КИС АР дает возможность передачи Минюсту в электронной форме сведений о претендентах, принесших присягу адвоката, сведений о претендентах, не сдавших квалификационного экзамена, и сведений, содержащихся в реестрах адвокатских образований, в объеме, согласованном оператором КИС АР с федеральным органом юстиции.

В соответствии с законом региональные адвокатские палаты до истечения 180 дней после дня официального опубликования закона обязаны утвердить на собрании (конференции) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта свои уставы или привести их в соответствие с законодательством РФ. Удостоверения адвокатов, которые выданы до дня вступления в силу закона и срок действия которых превышает 15 лет со дня их выдачи, подлежат замене в течение трех лет со дня вступления в силу закона. Удостоверения адвокатов, которые выданы до дня вступления в силу закона и срок действия которых не превышает 15 лет со дня их выдачи, подлежат замене по истечении указанного срока.

Обсуждение поправок в Госдуме

В ходе рассмотрения проекта закона во втором чтении 9 апреля первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Даниил Бессарабов отметил, что поправки подготовлены в тесном взаимодействии с юридической общественностью, с ФПА РФ, Минюстом России. На финальной стадии возникли разногласия с Советом судей РФ, но они были устранены.

Во время обсуждения поправок депутат Госдумы от фракции КПРФ Юрий Синельщиков высказал предположение о том, что необходимо исключить подп. 2 п. 4 из ст. 6.1 Закона об адвокатуре, которым предусмотрено, что в представлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке. Как пояснил Юрий Синельщиков, требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса ставят в неравное положение адвоката с другими должностными лицами, например со следователем, прокурором, судьей, депутатами и т.д. В ответ Даниил Бессарабов отметил, что подобные замечания не лишены смысла, заслуживают внимания, но носят дискуссионный характер и, к сожалению, на данном этапе не удалось найти общий подход к этим вопросам. Но это, по его словам, не исключает того, что в будущем такие вопросы не будут проработаны.

Юрий Синельщиков также предложил скорректировать предложенный п. 2 ст. 13 Закона об адвокатуре, согласно которому решение квалификационной комиссии о присвоении статуса адвоката аннулируется, если претендент не принес присягу в течение трех месяцев со дня сдачи экзамена. Депутат считает, что этот срок стоит увеличить до трех лет, как это существует, например, применительно к органам судейского сообщества РФ. Даниил Бессарабов ответил, что Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству не поддерживает это предложение, поскольку пропущенный по уважительным причинам срок принесения присяги может быть восстановлен по решению совета адвокатской палаты.

Кроме того, Юрий Синельщиков высказал предложение о необходимости расширить перечень государственных органов и учреждений, доступ в которые может быть разрешен по удостоверению адвоката. В частности, он предложил наделить адвоката правом беспрепятственного доступа в те государственные органы, которые произвели фактическое задержание гражданина до судебного решения. Даниил Бессарабов пояснил, что в целом концепция закона направлена, в том числе, на расширение мест, куда адвокат в связи с выполнением своих обязанностей может пройти свободно и беспрепятственно, однако расширять бесконечно список, по его мнению, не представляется возможным.

Первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Михаил Толчеев подчеркнул, что в целом закон имеет существенное значение для развития адвокатуры на современном этапе и в контексте будущих изменений нашего общества. «Следует особенно отметить, что разработчик поправок – Минюст России – услышал все замечания и предложения Совета ФПА. Неприемлемые, по мнению Совета ФПА, поправки были исключены, и нам удалось найти компромиссные решения», – рассказал он.

Михаил Толчеев отметил, что закон предусматривает создание единого федерального реестра адвокатов, ряд технических изменений и дополнений, также предъявляются более высокие требования к претендентам на получение статуса адвоката. Теперь на него смогут претендовать только лица, получившие высшее юридическое образование одновременно по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» и диплом бакалавра по направлениям подготовки «Юриспруденция» или «Обеспечение законности и правопорядка», либо люди с ученой степенью по юридической специальности. Такой подход, как полагает первый вице-президент ФПА, соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, профессионально участвующим в отправлении правосудия со стороны обвинения и суда.

По его мнению, важнейшее значение имеют изменения, связанные с описанием Комплексной информационной системы адвокатуры России, которая будет интегрирована с закрытым контуром межведомственного взаимодействия государственных и иных отправляющих публичные функции структур. Без четкого определения параметров в законе такая интеграция невозможна.

Михаил Толчеев рассказал, что сразу же после принятия закона ФПА РФ приступит к осуществлению такой интеграции. «Уже сейчас идут работы в этом направлении. Один из первых шагов – создание финансового блока оплаты труда адвокатов по назнач#INSERT_236#ению следствия и суда. Это позволит опосредовать финансовые взаимоотношения в этой сфере цифровыми инструментами, прозрачными, очевидными и верифицируемыми, как это сделано, например, на платформе Федеральной налоговой службы или в интернет-банкинге. В дальнейшем наличие собственной цифровой платформы, имеющей доступ к системе межведомственного электронного взаимодействия, позволит ей взаимодействовать с ГАС “Правосудие”, “Мой Арбитр”, различными государственными реестрами, разрабатываемой цифровой платформой следственных органов и многими другими публичными сервисами, которые уже функционируют и которые будут созданы в будущем», – пояснил он.

Как подчеркнул Михаил Толчеев, все это в совокупности с дополнительными удобными цифровыми инструментами, разрабатываемыми на платформе КИС АР, позволяет значительно продвинуться в создании собственной «планеты» адвокатуры в будущей цифровой вселенной юридической профессии. «Только таким образом может быть обеспечена независимость адвокатуры в будущей цифровой экосистеме, и сегодня мы сделали серьезный шаг в этом направлении», – подытожил вице-президент ФПА.

Анжела Арстанова

Источник