В рамках ПМЮФ-2024 состоялась сессия «Законодательство об административных правонарушениях: вопросы процессуального права»
Как сообщалось ранее, сессия проходила на XII Петербургском международном юридическом форуме (далее – ПМЮФ-2024) 28 июня. Ее участники высказались о необходимости существенного совершенствования правового регулирования в исследуемой области. Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, член Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам Ирина Рукавишникова, в частности, сообщила, что работа над новым текстом КоАП длится уже более четырех лет, и рассказала о том, чего удалось достичь в ходе этой работы. Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян, помимо прочего, отметила, что вопрос цифровизации судопроизводства – это весьма ожидаемая новелла.
В своем вступительном слове заведующий сектором административного права и административного процесса Института государства и права РАН Владимир Плигин со ссылкой на статистические данные о работе судов за 2023 г. отметил существенный рост количества административных дел, рассматриваемых в судебном порядке. Кроме того, по словам спикера, ежегодно растет число дел, которые находятся на стадии исполнительного производства. В связи с этим нужно обсудить осмысленность такой деятельности, найти оптимальные решения, поскольку административная практика начинает накладывать отпечаток на иные правоотношения.
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова, в частности, сообщила, что уже более четырех лет длится работа над новым текстом КоАП РФ и его процессуальной части. Она перечислила достижения, которых уже удалось достичь при разработке проекта такого документа. В частности, расширена система принципов административной ответственности за счет включения принципов гуманизма и справедливости. Была предложена новая классификация административных правонарушений, согласно ей правонарушения можно будет квалифицировать как однородные, длящиеся, повторные, малозначительные, грубые. Также более четко определены характеристики повторных правонарушений, предлагается ужесточить санкции за их совершение. Кроме того, появятся новые основания административной ответственности.
Ирина Рукавишникова добавила, что предприниматели будут выделены в качестве самостоятельного субъекта правонарушений, будет дифференцирована ответственность для этой категории лиц. Для обеспечения правовой определенности в новом кодексе сроки давности привлечения к административной ответственности планируется привязать к конкретным статьям, а не к определенной сфере общественных отношений. Будут прямо поименованы субъекты административной юрисдикции. Также намечен тренд на смягчение санкций в отношении граждан и предпринимателей, принято решение не повышать размер штрафов для граждан, за исключением отдельных правонарушений. В проекте кодекса появилась ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, предлагается расценивать такое правонарушение в качестве мелкого хулиганства.
В процессуальной части, как пояснила Ирина Рукавишникова, в частности, появится процедура привлечения к административной ответственности с конкретными сроками. В настоящее время, отметила она, имеются многочисленные коллизии между федеральным и региональным законодательством. Спикер полагает, что состав правонарушений, связанных с благоустройством, следует закрепить на федеральном уровне. Параллельно идет работа над поправками в текущее регулирование.
Исполняющий обязанности директора департамента законодательства об обороне, безопасности и судопроизводстве министерства юстиции России Мария Глущенко рассказала о курсе на цифровизацию государственного управления в РФ. По ее словам, законодательство об административных правонарушениях сильно отстает от остальных отраслей права касательно возможности применения электронных технологий в судопроизводстве. Принципы рассмотрения дел в рамках КоАП РФ должны строиться на оперативности судопроизводства, процессуальной экономии, устранении барьеров между государством и обществом.
Судья Верховного Суда Сергей Кузьмичёв отметил, что КоАП РФ действует более 20 лет, на протяжении этого периода в него было внесено более четырех тысяч изменений. При этом многие ученые-юристы отмечают бессистемный характер работы в этом направлении. Он рассказал о весомой роли Верховного Суда РФ по изменению исследуемого регулирования. Верховный Суда РФ также периодически готовит разъяснения по применению соответствующего законодательства. Абсолютное большинство разъяснений Верховного Суда РФ в этой области сохраняет свою актуальность. Судья Верховного Суда РФ добавил, что многие административные правонарушения в настоящее время стали совершаться в Интернете, но КоАП РФ не содержит правил касательно подведомственности таких дел. Эти дела следует рассматривать по месту их выявления. По его словам, еще одно направление совершенствования текущего регулирования связано с активным применением информационных технологий.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян, в частности, отметила, что у бизнеса сформировался запрос на снижение административного давления и выстраивание правильных отношений в области соответствующего судопроизводства. В настоящее время, по ее словам, наметилась ситуация, когда одни оборотные штрафы исчезают, но вместо них появляются новые. При этом привлечение к административной ответственности должно быть четко определено.
Елена Авакян поддержала идею создания Интернет-судов, рассматривающих в онлайн-режиме дела об административных правонарушениях, совершенных в Сети. По ее мнению, вопрос цифровизации судопроизводства – это весьма ожидаемая новелла, но имеются большие сомнения касательно необходимости биометрической идентификации в судебном разбирательстве. Еще один вопрос касается распределения бремени доказывания по делам в рамках КоАП РФ, именно на государственных органах лежит обязанность по доказыванию вины привлекаемых к ответственности лиц. Она полагает, что административное судопроизводство нужно объединить в «один внятный прозрачный процесс».
Адвокат, доцент кафедры теории и истории государства и права, административного права, Национального исследовательского Томского государственного университета Алексей Илюшин выделил доктринальные проблемы правового регулирования. По его мнению, в частности, необходимо провести более четкую границу между административной и уголовной ответственностью. Административная ответственность – это превентивный институт, поэтому ее смешение с уголовной недопустимо.
Исполнительный директор – руководитель аппарата Ассоциации юристов России Анастасия Милютина, в частности, отметила, что сейчас остро стоит вопрос о нереализованности сущностного единства производства по делам об административных правонарушениях и судопроизводства по публично-правовым спорам. Это порождает диссонанс в виде отсутствия должного судебного контроля за государственными органами и должностными лицами в сфере административно-деликтного права. В связи с этим нужно усилить роль судебной власти в исследуемой области.
Начальник правового управления МВД России Александр Авдейко среди прочего считает, что некоторые дела об административных правонарушениях следует передать на рассмотрение органов внутренних дел. По его мнению, специфика административных отношений должна предполагать лаконичность и оперативное привлечение к ответственности виновных лиц.
Зинаида Павлова
Сотрудничество Суд и правоохранительные органы Петербургский международный юридический форум