Адвокатам рассказали, как правильно подготовить вопросы экспертам для судебно-психологической экспертизы по детско-родительским отношениям и оценить содержание экспертного заключения
20 марта в рамках очередного обучающего вебинара ФПА РФ доцент кафедры адвокатуры Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент, кандидат психологических наук, действительный Член Союза лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебной экспертизы и судебных экспертных исследований «Палаты судебных экспертов им. Ю.Г. Корухова» Лариса Скабелина выступила с лекцией «Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений».
В начале выступления лектор отметила, что согласно данным статистики в России ежегодно более 600 тыс. детей переживают развод родителей. Все чаще дети становятся объектом судебных споров между родителями, не пришедшими к соглашению по вопросу определения места жительства ребенка. При этом помимо споров о месте проживания ребенка распространен и ряд других споров, в том числе об осуществлении родительских прав родителем, который проживает отдельно от ребенка, об устранении препятствий к общению с ребенком отдельно проживающего родителя и др. Лариса Скабелина напомнила, что согласно ч. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ место жительства ребенка при раздельном проживании родителей и отсутствии согласия между ними определяется судом исходя из интересов ребенка и с учетом мнения детей. Суд выясняет интересы детей, в том числе с помощью судебно-психологической экспертизы.
Далее Лариса Скабелина рассказала о группах вопросов, которые ставятся перед экспертами, распространенных ошибках при постановке вопросов экспертам, пояснила, на что следует ориентироваться адвокатам при формулировании вопросов. Лектор подчеркнула значение правильно сформулированных вопросов, от которых зависит результативность экспертного заключения. Она представила чек-лист проверки списка вопросов для судебно-психологической экспертизы. Эксперт сообщила, что существует два вида экспертиз по спорам о детях – комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза и судебно-психологическая экспертиза, и привела различия между ними, а также примеры вопросов, которые ставятся экспертам-психиатрам.
В третьей части онлайн-лекции Лариса Скабелина упомянула об учреждениях, в которых проводится судебно-психологическая экспертиза по детско-родительским отношениям, перечислила типичные ошибки в заключениях такой экспертизы, информировала о содержании заключения судебно-психологической экспертизы, назвала литературу с методическими рекомендациями по проведению экспертиз, которую стоит изучить адвокатам при подготовке вопросов экспертам и допросе экспертов. Исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 21 декабря 2010 г., лектор разъяснила, какое заключение эксперта следует считать необоснованным или неполным.
В заключение Лариса Скабелина ответила на вопросы слушателей.
С презентацией спикера можно ознакомиться здесь.
Повторы вебинара состоятся 23 и 24 марта 2024 г.