Владелец «УАЗ Патриот» с дефектным аккумулятором отсудил у автозавода 4,8 млн рублей

Фото: gaz9.ru

Третий кассационный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург) встал на сторону автовладельца, который взыскал с Ульяновского автозавода почти пять миллионов рублей в качестве компенсации за покупку «УАЗ Патриот» с бракованным аккумулятором. Ранее апелляционная инстанция отказалась удовлетворять требования истца, посчитав производственный дефект несущественным и устранимым.

Как следует из материалов дела, в сентябре 2021 года житель Санкт-Петербурга Филипп Береза купил у местного дилера «Рольф»[1] подержанный вседорожник «УАЗ Патриот». Стоимость автомобиля составила 850 тыс. руб. На машину с пробегом 18 тыс. км распространялась трехлетняя гарантия производителя, действующая с даты ее изготовления, — с сентября 2020 года. Спустя короткое время автовладелец направил по почте в адрес Ульяновского автозавода претензию со списком обнаруженных в «Патриоте» дефектов. Этот перечень состоял из двух десятков позиций. Перечислялись проблемы, связанные с двигателем, рулевым управлением, сцеплением, подвеской и электрооборудованием, в том числе с аккумуляторной батареей (АКБ). Также среди прочего речь шла о коррозии кузовных элементов, неисправности дверных замков и запотевании фар после дождя или мойки.

Вскоре Береза получил телеграмму с предложением представить «УАЗ Патриот» на диагностику официальному дилеру — в ООО «Аларм-Моторс Лахта». Машину привезли в сервис-центр на эвакуаторе. Пробег «Патриота» на тот момент составлял 26 тыс. км. Эпопея с ремонтом длилась 68 дней, но основные поломки, по мнению Березы, так и не устранили. Автовладелец оставил машину на территории сервиса, опечатав ее, а сам направил еще одну претензию в адрес автозавода и подал потребительский иск в Кировский райсуд СПб.

Береза потребовал от ООО «УАЗ» вернуть ему стоимость вседорожника с учетом разницы в цене с новым автомобилем, а также выплатить компенсацию морального вреда и неустойку. В качестве обоснования истец сослался на нарушение предельного 45-дневного срока для устранения недостатков (ст. 20 Закона о защите прав потребителей), а также на наличие существенного дефекта в виде течи сальника левого ШРУСа, который проявился вновь после его устранения. По крайней мере, таковы были результаты диагностики, проведенной частным СТОА по заказу Березы.  

Суд назначил комплексную судебную автотехническую и оценочную экспертизу в ООО «Центр судебных экспертиз Северо-Западного округа». Согласно заключению, значительная часть указанных в иске повреждений являлась эксплуатационными, то есть устранимыми за счет владельца. К таковым, например, отнесли коррозию кузовных элементов и всех винтов салона, протиры лакокрасочного покрытия, дефекты обивки и т.п. Явным заводским браком эксперт посчитал только неисправность АКБ, отметив, что этот производственный дефект связан с использованием некачественных материалов. Проблемы с двигателем, рулевым управлением, сцеплением и подвеской не подтвердились.

Тем не менее суд первый инстанции удовлетворил иск Березы в полном объеме. С ООО «УАЗ» в его пользу взыскали уплаченную за машину сумму, а также разницу в стоимости с новым авто (всего 1,7 млн рублей), компенсацию морального вреда (30 тыс. руб.), расходы на оплату услуг представителя (50 тыс. руб.), потребительский штраф (825 тыс. руб.), госпошлину. Кроме того, была взыскана неустойка из расчета 16 500 руб. за каждый день просрочки исполнения обязательств.

Санкт-Петербургский городской суд принял по делу новое решение, полностью отказав Березе в исковых требованиях. Апелляция, сославшись на выводы все той же судебной экспертизы, указала, что дефект аккумулятора является несущественным, а стоимость его замены ввиду невозможности ремонта составляет 16,4 тыс. руб. Отмечалось, что на бракованную АКБ распространялась ограниченная гарантия, срок которой истек еще в июле 2021 года, то есть до покупки спорного автомобиля истцом. Вместе с тем при проверке качества машины у официального дилера такая неисправность отсутствовала.

Третий КСОЮ занял другую позицию, вернув дело на апелляционный пересмотр. Вышестоящая инстанция напомнила, что потребитель в случае нарушения сроков ремонта вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата денег, даже если недостаток товара не является существенным. Кассация указала, что недостаток работы АКБ обнаружен в пределах двух лет с даты продажи автомобиля, поэтому истец был вправе предъявить требование о ремонте независимо от того, истекла ли гарантия[2]. Недостатки товара, согласно выводам экспертизы, возникли до его передачи покупателю, о чем ответчик потребителя не уведомил. Замена дефектной АКБ должна была проводиться по гарантии, однако таких документов в дело не представлено. 

По итогам апелляционного рассмотрения иска Санкт-Петербургский городской суд согласился с судом первой инстанции, уточнив только суммы неустойки (1,5 млн руб.) и потребительского штрафа (1,59 млн руб.). Всего в пользу истца было взыскано свыше 4,8 млн рублей.

Ответчик в лице ООО «УАЗ» подал кассационная жалобу, которая оставлена без удовлетворения, сообщили в пресс-службе Третьего КСОЮ.

↑1 ООО «РОЛЬФ Эстейт Санкт-Петербург» (филиал «Нева»)
↑2 По правилам п. 5 ст. 19 Закона о защите прав потребителей, в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента

Источник