Разработаны поправки для материальной поддержки совершеннолетних детей в период их обучения
Минюст России вынес на общественное обсуждение проект поправок в Семейный кодекс РФ и Закон об исполнительном производстве, обеспечивающих материальную поддержку совершеннолетних детей в период их обучения. Общественное обсуждение документа продлится до 8 ноября. Согласно проекту закона, родители будут обязаны содержать своих совершеннолетних детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, до достижения ими 23 лет. Советник ФПА РФ Сергей Макаров считает, что законопроект требует основательной доработки по результатам широкого общественного обсуждения.
Как сообщает «АГ», в частности, предложено дополнить п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ абз. 2, согласно которому положения, предусматривающие внесение изменений в этот Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу его положений, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих, приостанавливающих действие или признающих утратившими силу, другие законодательные акты РФ или содержащие самостоятельный предмет правового регулирования.
В свою очередь, главу 13 СК РФ «Алиментные обязательства родителей и детей» предлагается дополнить ст. 84.1 «Обязанности родителей по содержанию совершеннолетних детей в связи с обучением». Согласно ей, родители будут обязаны содержать своих детей, достигших 18 лет и завершивших обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в образовательных организациях – на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, но не более чем до достижения ими 19 лет. Родители также будут обязаны содержать своих детей, достигших возраста 18 лет и обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в образовательных организациях, – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23 лет.
Лица, достигшие 18 лет, на содержание которых одним из родителей по решению суда выплачивались алименты до достижения совершеннолетия, при условии нуждаемости в материальной помощи получат право обратиться в суд, вынесший указанное решение, с заявлением о продолжении взыскания алиментов в их пользу с указанного родителя. При отсутствии соглашения об уплате алиментов размер алиментов на совершеннолетних детей будет определяться судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон.
В свою очередь, ст. 120 СК РФ предлагается дополнить п. 3, предусматривающим, что обязательства по уплате алиментов лицам, указанным в п. 1 и 2 ст. 84.1 СК РФ, будут прекращены 1 сентября года, в котором завершено обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в образовательных организациях, ребенком, достигшим 18 лет, или по достижении им 19-летнего возраста ранее 1 сентября указанного года. При отчислении лица, достигшего 18 лет, из образовательной организации, за исключением случаев перевода в другое учебное заведение, или перевода на очно-заочную либо заочную форму обучения, или по достижении им 23 лет до окончания обучения.
Корреспондирующие поправки вносятся в Закон об исполнительном производстве.
В пояснительной записке со ссылкой на действующие образовательные программы и стоимость обучения по очной форме отмечено, что многие совершеннолетние трудоспособные дети оказываются в затруднительном положении и не могут без собственного дохода самостоятельно реализовать право на образование, в связи с чем они нуждаются в поддержке родителей. Авторы поправок отметили, что возможность получения алиментов от родителей по достижении детьми совершеннолетия в период обучения предусмотрена в законодательстве ряда зарубежных стран. Нововведения позволят обеспечить материальную поддержку совершеннолетних трудоспособных детей, равномерно распределить между родителями бремя содержания совершеннолетних трудоспособных детей в период обучения, будут способствовать реализации ими права на образование, полноценную учебу.
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Сергей Макаров оценил законопроект сдержанно-положительно. «Положительно – потому что детей нужно поддерживать во всем, что к их благу, и финансовая поддержка их во время очного обучения весьма логична, поэтому считаю эту законодательную инициативу концептуально очень нужной. А сдержанно – потому что к деталям законопроекта есть серьезные вопросы. Прежде всего, вызывает тревогу то, что взыскание алиментов предполагается при очном обучении как на бюджетной, так и на платной основе, поскольку этот момент в законопроекте никак не урегулирован, – в свете того, что решение об учебе может быть принято либо самим ребенком, либо совместно ребенком вместе с тем родителем, с которым он проживает, – без учета мнения отдельно проживающего родителя, на которого при этом явно предполагается возложить оплату таких алиментов», − отметил он.
Сергей Макаров задался вопросом, почему предполагается, что совершеннолетний ребенок, желающий продолжать очное получение образования, будет сам обращаться в суд, но с заявлением о продолжении выплаты алиментов? «Логично, чтобы эта новелла предусматривала обращение такого ребенка с новым иском о взыскании алиментов – взыскателем которых был бы он сам, а не тот родитель, с которым он проживает. При этом иск должен предъявляться к обоим родителям, ибо с момента достижения детьми совершеннолетия при отсутствии у них нетрудоспособности родители уже не обязаны содержать их – поэтому родитель, с которым проживает ребенок, должен быть ответчиком наряду с отдельно проживающим родителем, который обычно является плательщиком алиментов на несовершеннолетних детей. Совершенно не понятно, почему ответчиком предполагается только тот родитель, который ранее уплачивал алименты. Но еще больший вопрос возникает в связи с тем, что уплата алиментов предусматривается лишь в твердой сумме. Это абсолютно необоснованная норма, вызывающая особую тревогу возможным злоупотреблением. Весьма вероятно, что твердый размер алиментов в случае принятия этой новеллы при платном обучении может быть определен в размере платы за обучение – в то время как отдельно проживающий родитель, как уже указано выше, мог даже не приглашаться к обсуждению этого вопроса и принятию решения. Это представляется абсолютно необоснованным. По совокупности очевидно, что законопроект требует основательной доработки по результатам широкого общественного обсуждения», − резюмировал советник ФПА РФ.
Зинаида Павлова
Адвокатская деятельность Семейное право