
Подведены итоги очередного этапа реализации в Московской области проекта «Интерактивное погружение в адвокатуру для обучающихся старших классов»
С 20 по 24 октября 2025 года на базе Адвокатской палаты Московской области при поддержке Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации с непосредственным участием членов Совета молодых адвокатов Московской области была организована практика для обучающихся Гимназии им. Е. Примакова в рамках реализации проекта Союза молодых адвокатов России (СМАР) «Интерактивное погружение в адвокатуру для обучающихся старших классов».








Проект реализуется в разных субъектах Российской Федерации, в том числе в Московской области, где он был организован впервые и в октябре 2025 г. проходил уже в пятый раз.
В рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и Гимназией им. Е. Примакова членами Совета молодых адвокатов Московской области (далее – СМА МО) была организована насыщенная программа практики для гимназистов. Цель данного проекта – не просто рассказать о профессии, а дать в руки работающие инструменты, которые помогут молодым специалистам уверенно начать карьеру.
В первый день в Федеральной палате адвокатов Российской Федерации прошло открытие программы практики: члены СМА МО Ирина Глазкова, Антон Пивоваров, а также координатор этого проекта – заместитель председателя СМАР, заместитель председателя СМА МО Юлия Мухина – рассказали, как устроена адвокатура, раскрыли цели и задачи органов адвокатского самоуправления и отдельное внимание обратили на деятельность СМА МО. Адвокаты постарались погрузить обучающихся в адвокатуру: разбирали практические кейсы из жизни и отрабатывали особенности интервьюирования и консультирования доверителей при первичном обращении.
Особый интерес у гимназистов вызвал процесс проведения правовых консультаций и моделирования разных сложных ситуаций, с которыми адвокаты в качестве доверителей решили к ним обратиться. Ребята учились задавать вопросы, чтобы представить себе полную картину происходящего. По итогам работы над кейсами члены СМА МО дали обучающимся обратную связь по результатам выполненных заданий: что получилось хорошо, что можно было бы улучшить и на что важно обращать внимание при взаимодействии с доверителями.
В рамках второго дня практики на базе Коллегии адвокатов «Sed Lex» адвокаты с обучающимися разобрали тему «Аналитическая работа и подготовка процессуальных документов». Адвокат, член СМА МО Анна Лузгина провела занятие по поиску и аналитической работе с информацией о компании. Ребята узнали о разных видах организационно-правовых форм юридических лиц, общие сведения о них, об обременениях, торгах, банкротстве, бухгалтерской отчетности и многое другое. Адвокат, член СМА МО Вера Ефремова предложила гимназистам составить и презентовать проект искового заявления в командном тренинге. Особенно яркой получилась дискуссия, где адвокаты выступили в роли оппонентов, помогая гимназистам оттачивать аргументацию и отстаивать свою позицию. Адвокат, член СМА МО Макка Салигова объяснила обучающимся, как работать с порталами арбитражных судов, а именно подавать в суд процессуальные документы, отслеживать движение дел, находить аналогичную судебную практику.
Третий день практики проходил в Филиале № 1 Московской областной коллегии адвокатов при непосредственном участии адвокатов, членов СМА МО Юрия Левина и Наталии Иванниковой, а также участника СМА МО Ирины Вренёвой и был посвящен ораторскому искусству.
В ходе занятий адвокаты рассказали, на что обращать внимание при выступлении в суде, показали различные приемы усиления внимания к своей позиции, а также обсудили конкретные кейсы и реальные примеры применения ораторского мастерства в адвокатской практике. Организаторы практики отметили высокий уровень подготовки и вовлеченности гимназистов в учебный процесс, а также искренний интерес к юриспруденции в целом и к адвокатуре в частности.
Четвертый день практики снова прошел в Коллегии адвокатов «Sed Lex» и был посвящен тактике и стратегии ведения адвокатами дел (как гражданских, так и уголовных), а также подготовке письменной правовой консультации (правового заключения). В ходе занятия участники узнали, как формируется позиция представителя и защитника, в чем состоят общие черты и различия в процессе доказывания по гражданским и уголовным делам, как адвокаты анализируют доказательства, разрабатывают правовые позиции и пишут правовые заключения.
Заключительный день практики прошел на базе Адвокатской палаты Московской области с участием членов и участников СМА МО – адвокатов Наталии Иванниковой, Альберта Халеяна, Макки Салиговой и Яны Ковалевской – в формате модельного судебного процесса.
Учащиеся были разделены на две команды – сторону истца и сторону ответчика. За каждой командой был закреплен наставник-адвокат, который помогал сформировать позицию, объяснял все тонкости и на протяжении всего процесса был рядом. По итогам подготовки ребята смоделировали настоящий судебный процесс с состязательностью сторон, ходатайствами, экспертизой и свидетелями. Гимназисты продемонстрировали полученные знания и освоенные за время прохождения программы практики навыки: анализ, разработка позиции и ее аргументирование, ораторское искусство.
О реализации проекта «Интерактивное погружение в адвокатуру обучающихся старших классов» в Московской области пресс-службе ФПА РФ рассказала его координатор на федеральном и региональном уровнях – адвокат Московской области, заместитель председателя СМАР, СМА МО Юлия Мухина:
«Думаю, что программа практики получилась очень насыщенной и практически полезной для обучающихся. Нам удалось показать, в чем состоит профессия адвоката, не через лекции и повествование, а путем погружения в непосредственную работу и моделирования реальных практических ситуаций, с которыми мы с коллегами сталкиваемся каждый день, оказывая доверителям юридическую помощь. Мы благодарны Гимназии им. Е. Примакова за интерес к нашей программе и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Отдельно хочу отметить и поблагодарить моих коллег из Совета молодых адвокатов Московской области, без которых не состоялась бы наша программа! Реализация программы практики всегда находит отклик с их стороны: они активно делятся кейсами, рассказывают о своей работе, тренируют гимназистов, отрабатывая с ними необходимые навыки и готовя их к реальной работе в сфере юриспруденции».
Адвокатура Правовое просвещение Вступление в адвокатуру
